ЕДИНОРОГ



Легенды о  единороге была известна на Западе, по крайней мере, за четыре века до рождения  Христа, а на Востоке появилась и того раньше. Исключая дракона, ни одно другое  животное не пользовалось такой необычайно широкой славой. Возможно, такая популярность объясняется загадочностью и необыкновенными способностямиединорога: полагали, что он самое удивительное существо, живущее в удаленных отмест обитания человека районах, что он силен и благороден, что становится кротким и покорным в присутствии девственницы, а его рог обладает многимичудесными свойствами. Относительно внешнего вида единорога люди не пришли к общему мнению. С единорогом связано много самых разных символов и аллегорий.Тема единорога привлекала многих исследователей: Оделл Шепард “Учение оединороге (1930), Ричард Эттиндаузен “Единорог” (1950), Роберт Ридигер Бир“Единорог: миф и реальность” (1972), Юрген Эйнхорн “Дух единорога” (“Spiritalis Unicornus”) (1976), Маргарет Б. Фримен “Гобелены с изображением единорога” (1976) и другие. В некоторых из названных книг тема освещается поверхностно, ноесть среди них и серьезные труды, например, книги Эйнхорна и Фримен.Большинство людей наделяют единорога телом лошади. На Западе единорога изображали как существо, похожее на лошадь или козла (или на того и другогосразу: тело лошади и борода козла). На Востоке существовали свои традиции. ВКитае насчитывалось несколько видов мифологического единорога, из них самыйпопулярный — ки-лин; его описания весьма противоречивы. В Японии известны два вида: кирин, схожий с килином, и син-ю, похожий на льва. В мусульманском миреединорога называют какаданн; у него внешность быка, оленя, лошади, антилопы илидругого животного, а иногда он имеет даже крылья. Самый необычный единорогперсидский — в виде трехногого белого осла с шестью глазами, девятью ртами изолотым рогом. Считалось, что единороги живут как на суше, так и в море, поскольку существовалоповерье, что каждому сухопутному животному должен соответствовать его водянойаналог. Последний мог иметь тело большой рыбы или кита. Многообразие видов единорога хорошо передал в своем триптихе “Сад земных наслаждений” (ок. 1500) Иероним Босх. В левой части триптиха три единорога: белый с телом лошади, с раздвоенными копытами, прямым рогом со спиральнымиизвивами на голове; другой — бурый, похожий на оленя, на его голове изогнутыйрог с округлыми узлами; третий — водяной единорог с туловищем рыбы, головойлошади и бородой козла, плавающий в пруду. По крайней мере, четыре единорога видны среди людей и зверей вокруг пруда. Один в виде белой лошади, его рог усеянкороткими острыми шипами; у другого туловище оленя, на голове длинные торчащиеуши, козлиная борода и огромный рог. Третий парнокопытный, с лошадиным туловищеми головой и рогом, расходящимся на два отростка. Босх в чем-то отражаетвоображения людей, а происходит от реальных животных. Большинство считало, что едино рог — потомокоднорогого азиатского носорога. Хотя внешним видом они явно различаются, сходство между ними все же есть, например в поведении. Подвергшийся нападениюединорог очень свиреп, его трудно победить. Его рог, по легенде, обладаетцелебными свойствами. То же говорили и о носороге. Происхождение единорога связывали также с антилопами и другими двурогими животными. Из них наиболее вероятным его предком считалась антилопа-бейза, илисернобык; антилопа-орикс — крупное животное с белыми пятнами на туловище идлинными, практически прямыми рогами, — согласимся, такой образ гораздо большеподходит для единорога. Аристотель уверял, что у антилопы один рог: когда животное стоит боком, действительно создается такое впечатление. Кроме того,животное вполне могло родиться однорогим или потерять рог в схватке. Еще одно существо, родственное единорогу, — нарвал — небольшой кит, обитающий в арктических водах. Из его верхней челюсти растет белый зуб, или бивень, со спиральными извивами. Существует еще одна гипотеза, объясняющая происхождение единорога. Однорогоеживотное могло быть получено искусственно, с помощью операции. В 1933 году биолог из университета штата Мэн (США), У. Франклин, Дав, произвел такуюоперацию новорожденному йоркширскому теленку. Описывая результаты эксперимента.Дав, объяснял, что рога жвачных животных растут не прямо из черепа, а изрогового нароста, или роговой ткани, расположенной над лобными костями. Дав, пересадил два роговых нароста в центр лба теленка, совместив их. В результатеполучилось животное с длинным прямым рогом. Дав, свидетельствовал, что взрослоепрооперированное животное демонстрировало необыкновенную силу, сходную с той,какую приписывают единорогу: рог придал ему уверенности в себе, поскольку он мог его использовать с большим эффектом. Дав, писал, что секрет трансплантациироговых наростов был известен в древнем мире. Например, римский писатель ПлинийСтарший в одиннадцатой книге своей “Естественной истории” описывает подобныйслучай; правда, была произведена обратная операция: из одного рога получиличетыре, но это свидетельствует и о возможности противоположного. Родиной единорога считается Индия, хотя это и не бесспорно. Древние писатели упоминают как его возможную родину Африку; существует также мнение, чтоединорогпроисходит из Китая. Первое упоминание об однорогом животном наЗападе относится к 400-м годам до н.э. Появилось оно в книге грека Ктесия,прослужившего около 17 лет лекарем приперсидском дворе. По возвращении в Грецию он написал две книги — о Персии и об Индии. В последней Ктесий упоминает о больших диких ослах с темно-краснымиголовами, голубыми глазами и голубым туловищем, с рогом на лбу. Если кто-то изтакого рога выпьет вина или воды, его не возьмет ни одна болезнь. Ктесий такжеговорит, что этих ослов крайне трудно поймать живыми, охотники ловят их, только когда они находятся с детенышами, которых не могут бросить. Трудно сказать, какое животное описал Ктесий. Он никогда не был в Индии и невидел так называемого осла. Кроме того, дикие ослы безрогие, и автор должен былзнать это, так как они встречались и в Персии. Следующее упоминание о единороге находим у Аристотеля. Он писал: “Мы не виделини одного непарнокопытного животного с парой рогов. Но некоторые, напримериндийский осел, имеют один рог и являются непарнокопытными. У антилопы один роги раздвоенные копыта” (История животных. 2. 1). Хотя приведенная цитата мало, что прибавляет к уже сказанному выше, однако ввиду авторитетности источника мы сочли нужным сослаться на него. Юлий Цезарь описывает необычного вида однорогое животное, которое якобы обитало в Херкинианском лесу в Германии: “Этот бык похож очертаниями на оленя, изсередины лба торчит один рог, больше и прямее, чем все известные до этого. Изего вершины распространяются ветви, подобно раскрытой руке”. (Галльская война.6. 26). Римский писатель Клавдий Элиан, родившийся около 170 года н. э., в книге“Пестрые рассказы” упоминает о трех разновидностях единорога. Первые два схожи с тем, которого описывает Ктесий, а третий представляет собой однорогое животное,которое зовется картазоном и обитает в Индии. Оно “размером со взрослую лошадь,рыжего окраса, имеет гриву лошади и очень быстрое”. Между глазами растет черныйрог с кольцами, или спиралями. Картазоны не агрессивны по отношению к другимживотным, но нетерпимы друг к другу: самцы бьются между собой, нападают даже на самок. В период спаривания нрав самцов смягчается, но с появлением у самокдетенышей они снова свирепеют. Указанные авторы, несомненно, внесли вклад в создание легенды о единороге как онеукротимого нрава, сильном и быстром животном с чудодейственным рогом. Теперь обратимся к Китаю. Первое упоминание о единорогах в китайских источникахотносится к 2697 году до н. э. Исследовавший их Чарльз Гоулд насчитывает, покрайней мере, 6 видов этих животных: ки-лин, кинг, киох тван, пох, хиаи чаи, туджон шу. Самый популярный — ки-лин обычно имеет туловище оленя, иногда лошади,голова может быть львиной или оленьей, хвост бычьим или другого животного, тело может быть чешуйчатым. У ки-лин один либо два рога телесного цвета, иногдаокрашен только кончик рога. Ки-лин соединяет в себе мужское (ки) и женское (лин) начала. Существо этонежное, оно даже не в состоянии наступить на острую траву; предпочитаетуединенные места. Наряду с драконом, птицей феникс и черепахой ки-лин считался разумным существом.О единороге имеются упоминания в Библии. Точнее, о животном, которое называлось в Иудее re'em. В большинстве современных переводов его называют зубром или bosprimigenius — большим свирепым диким буйволом, который вымер несколько вековназад. В II — III веках н. э, когда Ветхий завет переводили с иудейского нагреческий, переводчики, не зная значения слова re'em, написали monoceros (однорогий). Позднее, в IV веке н. э. re'em переводилось как носорог (rhinoceros) и иногда как единорог. Так упоминания о единороге появились вБиблии.Сведения о единороге содержатся также в “физиологусе” — аллегорическом бестиарии, написанном предположительно между II и IV веками н. э. Переведенныйна многие языки, “Физиологус” был очень популярен в разных странах и оказалбольшое влияние на европейскую литературу и искусство средневековья. Именно вэтой книге помещена одна из первых историй о единороге и девственнице.“Физиологус” описывает единорога как небольшого размера существо, напоминающеемолодого козла, с рогом посередине головы. Он очень силен, и охотники его поймать были бессильны, пока не нашли способ справиться с ним. Они приводилидевственницу в то место, где обычно появлялись единороги. Единорог тут же становился кротким и клал голову девушке на колени, тут его ловили и отводили водворец королю. Затем в “Физиологусе” следует аллегорическое толкование истории.Единорог символизирует Христа, рог — его силу и единство Отца и Сына, девственница — Деву Марию, а когда единорог припадает к ее коленям, этот актсравнивается с зачатием Девой Марией и обретением Христом человеческой плоти.Небольшие размеры единорога говорят о смирении Христа. Священники первых летнашей эры также сравнивали Христа с единорогом.В средние века большинство людей, бесспорно, верили в реальное существованиеединорога, что доказывалось и в Библии, “Физиологусе” и других книгах. Вера укрепилась после того, как европейцы по возвращении из путешествия на Востокрассказали, что своими глазами видели единорога. Одним из таких путешественниковбыл Марко Поло, который наблюдал “единорогов” на Суматре. Это, по его словам,были огромные и уродливые звери, которые любили валяться в грязи и едва липодпустили бы к себе невинную девушку, да и никакая девушка не согласилась бы приблизиться к подобным тварям. Очевидно, что на самом деле Марко Поло описалносорогов.Вера в единорога оставалась непоколебимой и в эпоху Возрождения. Объявилосьмножество очевидцев, описания единорогов были включены в трактаты по зоологии. Но некоторые писатели уже тогда выражали сомнение по поводу волшебной силы его рога. Скептицизм по этому поводу возрастал в XVII — XVIII веках. Хотя некоторые люди еще в XIX веке считали существование единорога реальностью. Но ученые ужеуспешно боролись с невеждами. Самый убедительный аргумент против существованияединорога высказал французский натуралист Жорж Кювье в 1827 году, доказавший,что ни одно парнокопытное не может иметь один рог, поскольку такое животное имеет разделенные лобные кости и рог не может естественным образом вырасти наместе разделения. Кювье был прав: носорог действительно не является исключениемсреди парнокопытных и его рог не прикреплен к костям черепа. В легендах о единороге много символики. И даже если он давно уже невоспринимается как реальное существо, ему продолжают приписывать аллегорическоезначение, что, видимо, удовлетворяет давнюю потребность человека прикоснуться к загадочному и мистическому. Главное, что надо заметить, это то, что на Западе единорог рождает одновременноположительные и негативные ассоциации. Он символизирует храбрость, благородство,мудрость, но вместе с тем гордыню, ярость и разрушительную силу. Он символХриста и Дьявола, непобедимой силы Христа и губительной силы Дьявола. Китайская мифология приписывает ки-лину только положительные качества. Онсимволизирует мудрость, справедливость и честность. Он появляется только вовремена справедливого правителя, а его появление знаменует рождение или смерть мудреца.Единорог — символ чистоты и непорочности ввиду магической целительной силы,приписываемой его рогу, и ассоциацией с Христом и Девой Марией. В легенде о девственнице он безошибочно распознает ее целомудрие и, если девушка порочна,пронзает ее рогом. Однако единорог также символ вожделения. И это нетрудно объяснить. Как сильное и могучее животное он ассоциируется с силой самца, его рог — фаллический символ. В“Физиологусе” ничего не говорится о сексуальных действиях девушки, но все же легенда рождает и такую интерпретацию: только существо женского пола может покорить единорога, он кладет голову ей на колени, и она ласкает его. Егопокорность похожа на покорность любовника. Арабская версия “Физиологуса” отличается от стандартной, она содержит довольно эротическую историю: девушка вней тоже непорочна, но лишена скромности, которую можно было бы ожидать отдевственницы. Единорог подходит к ней, и она предлагает ему свои груди, которыеон начинает сосать. Потом она берет его рукой за рог. Умерщвление единорога, по христианской легенде, также имеет аллегорическое значение. Охотники — враги Христа, гибель единорога символизирует его мучения исмерть.Единорогу долгое время приписывали такое качество, как царственность. Элианупоминает, что молодых единорогов приводили к королю и выставляли на публичноеобозрение; в “Физиологусе” плененное животное тоже отводят во дворец к королю. Европейские путешественники рассказывали о единорогах, которые принадлежалиправителям Востока. В свете этого понятно, почему изображение единорога частоиспользовалось в геральдике. Наиболее известен герб британской королевской армии, на котором единорог и лев изображены как союзники. Единорогу приписывали и символ воздержания, монашеской жизни из-за его стремления к уединению. Наконец, он символизирует силу и здоровье. Что же касается самой знаменитой легенды о единороге, о которой мы частоупоминали, то тут надо заметить следующее: многие люди верили, что в основеэтого мифа лежит достоверная история. К примеру, единорога привлекает особыйсладострастный запах, исходящий от девственницы. Девушка могла очаровать его и другим способом — взглядом или прикосновением к рогу.Существует еще одна легенда о единороге, согласно которой он обладает способностью очищать воду своим рогом. Такое его свойство описано в греческойверсии “Физиологуса”: вода в озере была отравлена змеей и стала ядовитой.Единорог начертал рогом на воде крест, и после этого животные смогли ее пить.Здесь также налицо сопоставление единорога с Христом, который очищает от греха (яда), вызванного Дьяволом (змеей). Единорогу приписывали и способностьраспознавать рогом яд. Рог покрывался капельками пота при приближении к отравеили ядовитая жидкость закипала, когда в нее опускали рог. Вот почему такойпопулярностью пользовались кубки и чаши из рога или измельченный рог. Считалось, что рог обладал чудодейственной силой. Он будто бы излечивал отэпилепсии, лихорадки, других болезней, продлевал молодость и укреплял потенцию. Неудивительно, что стоил он дорого. Во времена Ренессанса торговля рогом веласьв широких масштабах. Даже небольшой его кусочек оценивался в целое состояние,рог целиком был поистине бесценным. К 1600 году в Европе насчитывалось, по крайней мере, 12 рогов. Врагом единорога издавна считался слон. Они всегда вступали в борьбу, и обычно кончалось тем, что единорог пропарывал слону брюхо. Со львом у единорога тожебыли трудные отношения. Но лев мог заманить единорога в ловушку: спасаясь отпогони, он устремлялся к дереву и в самый последний момент отскакивал в сторону,единорог же вонзался рогом в дерево, и лев мог легко расправиться с ним. Льваназывают царем зверей, но претендовать на это звание вполне может также иединорог.Говорили, что единорог обитал в Эдеме и был на Ноевом ковчеге. Но некоторые утверждали, что единорог со своей самкой отказался ступить на ковчег, а по другой легенде самец и самка единороги были настолько неуправляемыми, что Нойсам прогнал их. В некоторых источниках сообщалось, что единорог утонул во времяпотопа, другие же, наоборот, считали, что он спасся вплавь. Единорог оставил заметный след в литературе и в искусстве средневековья и эпохиВозрождения. Упоминания о нем встречаются в книгах, его изображают на иллюстрациях, картинах, гобеленах, на предметах культа, шкатулках, медальонах.Пика культ единорога достиг в XV веке. Со второй половины XVI века интерес кнему затухает, но в XX веке он возрождается снова. Тема единорога, в особенности сюжет о единороге и девственнице, активноразвивалась в изобразительном искусстве. Наиболее известные работы — две серии гобеленов конца XV века “Девушка и единорог” и “Охота на единорога”. Первая,хранящаяся в музее Клюни в Париже, состоит из шести гобеленов, пять из которыхсимволизируют чувства человека. На нежно-красном фоне на гобеленах изображеныцветы, деревья, птицы, обезьяны, другие животные, лев и единорог, единорог и девушка. Другая серия, “Охота на единорога” (музей Клойстерс в Нью-Йорке),включает семь гобеленов. На них изображены охота, убийство, воскрешение единорога и его пленение. Тема единорога находит воплощение и в литературе. Иногда единорог является центральной фигурой повествования, например, в современной фантастике и детскойлитературе. Единороги в мифах связаны с волшебством и магией, поэтому они частообитают в сказочных местах и королевствах.Иногда единорога представляют вовсе не волшебным животным. Так, у РаблеПантагрюэль видит 32 единорога в Атласной стране, где все птицы и звери изображены на гобелене. В книге Л. Кэрролла “В Зазеркалье” единорог и лев борются за корону.Шекспир упоминает о единорогах в романтической драме “Буря”. Уильям Батлер Йетс в книге “Единорог со звезд” (1908) связывает с единорогом разрушительную силу,которая приносит обновление и перерождение. Поэма Райнера Марии Рильке “Сонеты кОрфею” (1923) написана под впечатлением от гобелена “Девушка и единорог”. ХотяРильке и не верит в существование единорога, его отображение в искусстве как быдарует ему духовную жизнь, которая подчас кажется реальнее физической. В пьесе Т. Уильямса “Стеклянный зверинец” (1945) единорог символизируетодиночество и уязвимость главной героини. В книге К. С. Льюиса “Последняя битва”(1954) единорог борется против сил зла и вместе с другими животными приглашен в рай. В произведении Т. X. Уайта “Король раз и навсегда” четыре мальчиказаставляют кухарку выступить в роли приманки для единорога. И хотя вначале онинамеревались оставить единорога в живых, потом жестоко расправляются с ним. О единороге говорят и пишут и сегодня. Продаются фигурки единорога, различныесувениры с его изображениями. Он частый персонаж художественных произведений и живописных полотен. С ним связано множество символов и аллегорий, и поэтомуможно с уверенностью утверждать, что ему предстоит еще долгая жизнь в искусствеи сознании людей.
 
 


 
 

Hosted by uCoz